Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

расширение коммуникативных возможностей у людей, которые не говорят или речь которых недостаточно развита

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:26

Что понимают под альтернативной/ поддерживающей коммуникацией?


Педагогические и/или терапевтические мероприятия, которые способствуют расширению коммуникативных возможностей у людей,которые не говорят или речь которых недостаточно развита.

Для каких целевых групп может применяться?
Дети с церебральным параличом
• Дети с умственными ограничениями
• Дети с умственными ограничениями
• Дети с аутизмом


Кроме этого поддерживающая коммуникация может использоваться и для других групп
Люди с прогрессирующими заболеваниями (например, мышечная дистрофия, множественный склероз)
• Люди с приобретенными заболеваниями, в результате аварий или инсульта
• Люди с временными ограничениями речевых возможностей (например, из-за трахеотомии)


Альтернативная коммуникация может
Быть необходима постоянно
• Может применяться как временная помощь
• Или рассматриваться как помощь для приобретения лучшего владения речью.


Альтернативная коммуникация помогает развитию речи и стимулирует ее.

Коммуникация нужна, что бы:
Что-то сообщить
• Чтобы на что-то влиять (например, попросить)
• Чтобы получить опыт (например, возможность что-то обсуждать с другими людьми)
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:34

Средства альтернативной коммуникации

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной куоммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения.

Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая:

- Система PECS - коммуникационная система обмена картинками

- Жестовый язык

- Интерактивные коммуникационные доски

- Коммуникационные карточки-подсказки

- Книги "разговоров"

- Коммуникационные устройства с синтезатором речи


Жестовый язык

Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон (TM), жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский.

Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку нужно что-то сообщить.

Книги "разговоров"

Книга "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Коммуникационные устройства с синтезаторами речи

Устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).

Если комбинировать средства альтернативной коммуникации, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди "неговорящих"детей.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:36

Несколько принципов работы при коммуникации с опорой:


• Все участники коммуникации должны быть мотивированы на коммуникацию с ребенком, тогда ребенок тоже мотивируется.
• Если для ребенка определен набор карточек или символов, то все участники поддерживающей коммуникации должны пользоваться этим набором, не заменяя, в том числе и родители.
• Важно делать планирование на будущее.
• Нужно быть готовым, что дети не будут отвечать на вопросы, если в прошлом они привыкли, что от них никто ничего не ждет.
• Нужно продумать, какие мероприятия повторяются в течении дня, что бы использовать их для коммуникации с опорой.
• Начинать с небольшого количества жестов, картинок.
• Очень важно, что бы коммуникация доставляла ребенку удовольствие ( хорошо использовать игровые ситуации).


Коммуникация при помощи предметов.


Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни:
«пить – чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – еловые шишки». Поскольку реальные предметы не всегда доступны и уместны, допускается использование их моделей (например, игрушечная посуда, машинки, куклы и прочие предметы).
Данная форма коммуникации дает человеку возможность с помощью реальных предметов получить представление о последовательности событий (видов деятельности) в течение дня и таким образом понимать что происходит, что его ожидает в ближайшее время, к чему необходимо готовиться.



Например, части распорядка дня. Так как день долгий, нужно знать, что будет дальше.

Изображение

Можно к стенду прикреплять картинки (фото), что бы ребенок научился соотносить предмет с его изображением.

Изображение Изображение

Коммуникация с помощью фотографий и изображений.

При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать сообственные фотографии предметов.
Может быть либо любая чашка или только чашка, которой пользуется ребенок- в зависимости от восприятия ребенка.
При фотографировании предметов фон должен быть однотонный, без лишних предметов.
Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения действия (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать изображения скорее как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.
При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением «моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если
мы хотим использовать его как понятие «сумка».
Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности закончен.
Символы применять везде, в течение всего дня (и дома, и в детском саду ).
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:37

В чем причины, если ничего не получается?

• У старших детей есть опыт – нет смысла учиться коммуникации «все равно меня никто не слушает и не понимает»
• Ребенок прошел много обучающих мероприятий, устал и больше не хочет учиться новому.
• Ребенок привык, что можно добиваться нужного криком (сложился опыт, все получалось, менять не хочу).
• Сама окружающая среда не приспособлена для коммуникации (нет повода либо не ощущается необходимости в ней).

Нужно проанализировать, в чем причина.

Пример коммуникативной таблицы:

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:38

ВВЕДЕНИЕ В ПОДДЕРЖИВАЮЩУЮ КОММУНИКАЦИЮ
Зузанне Рабэ (Германия)

Понятие о поддерживающей коммуникации.

В Германии поддерживающей коммуникацией, или «коммуникацией с опорой» называют различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой лицам с отсутствием или существенными ограничениями устной речи, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения поддерживающей коммуникации используется аббревиатура ААС (Augmentative and Alternative Communication - дополнительная и альтернативная коммуникация).

Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответс- твующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пе- режить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.

Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).

Группы пользователей поддерживающей коммуникации.

Поддерживающая коммуникация используется лицами, у которых в силу врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует либо существенно ограничена устная речь. К ним относятся дети, подростки и взрослые с сохранным пониманием речи, но располагающие недостаточным арсеналом вербальных средств коммуникации и лишенные возможности оптимально выражать собственные потребности. Поддерживающая коммуникация также обеспечивает жизнедеятельность лиц с распадом речевой функции по причине перенесенных черепно-мозговой травмы, инсульта.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:39

В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации.

Группа 1 - лица, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально.
Как правило, это люди с церебральным параличом, не испытывающие ощущений от движений органов артикуляционного аппарата, не способные выполнять произвольные целенаправленные движения, переключаться с одной артикулемы на другую, что определяет качество фонетической стороны речи (тяжелая степень дизартрии).
Наличие тяжелого двигательного расстройства ограничивает выбор существующих коммуникативных систем. В этом случае поддерживающая коммуникация будет являться дополнительным средством вы- ражения желаний, интересов, самочувствия, которое может использоваться постоянно, на протяжении всей жизни человека, сопровождать его в различных ситуациях жизнедеятельности. Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения с помощью средств поддерживающей коммуникации.

Группа 2 - лица, испытывающие трудности в овладении языком.
Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи. В группу также входят лица, речь которых понятна только при наличии специальных дополнительных средств (например, при детском аутизме). Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем.
В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи.

Группа 3 - объединяет лиц, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также
входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться.

Основная цель заключается в создании предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучения ее использованию без опоры на устную речь. В данном случае поддерживающая коммуникация выступает как замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей устной речи.

Существующие различия свидетельствуют о необходимости реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении поддерживающей коммуникации, что предполагает учет организационно-структурных и содержательно-процессуальных особенностей проведения педагогических мероприятий с разными группами пользователей. Выбор и реализация в образовательной практике тех или иных стратегий и методов обучения должны осуществляться в соответствии с квалификацией психофизического нарушения.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:41

Особенности коммуникации лиц с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития.

Коммуникация - это вступление в контакт с окружающим миром, проявление интереса к нему, совместное с другими людьми воздействие
на мир и его формирование через диалог.
Исследования, проведенные в Германии, показали, что ребенок уже с рождения является компетентным коммуникативным партнером.

На раннем этапе развития младенец способен к общению в гораздо большей степени, чем предполагалось ранее. Родители интуитивно приспосабливаются к попыткам ребенка общаться, медленно воспроизводят простые реплики в ожидании его отклика, наблюдают и терпеливо повторяют, подкрепляя сказанное соответствующими жестами и мимикой. Кроме того, родители подражают движениям ребенка, обеспечивая с ним обратную связь.

Регулярные и предсказуемые ответы на сигналы малыша устанавливают ранний диалог родителей и ребенка. Дети усваивают, что бщение - это хорошо, у них складывается понимание, что совершаемые ими действия позволяют управлять поведением окружающих. Это в свою очередь побуждает ребенка к многократному повторению действий, перечень которых расширяется с возрастом.

В первый год жизни ребенок учится брать предметы и манипулировать ими. Постепенно он включается в социальное взаимодействие и управляет поведением коммуникативных партнеров, усложняя собственное поведение.

На втором году жизни с целью установления контакта и управления поведением окружающих ребенок пользуется речью, которая начинает
приобретать все большее значение. Дети упорядочивают повседневный опыт, следуют биологическим и социальным целям, в результате чего обращаются к символическому отображению предметов и все более абстрактным категориям. Основным средством самовыражения выступает речь. Владение речью позволяет планировать, логически мыслить, общаться с другими людьми.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:42

Тяжесть и множественность психофизических нарушений негативно влияют на возможности самовыражения ребенка. Так, физичекая недостаточность при детском церебральном параличе ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, движения глаз, указательные жесты), вызывает проблемы, связанные с приемом и глотанием пищи.

В силу отсутствия контроля за движениями органов артикуляционного аппарата дети с трудом воспроизводят отдельные звуки и слоги. Как результат - их коммуникативные попытки часто не замечаются или неправильно истолковываются. Двигательные нарушения ограничивают возможности зрительного восприятия источников звуков окружающего мира, располагаемых вне поля зрения ребенка, а также ориентировочно-исследовательскую деятельность.
Информацию об объектах, их свойствах и назначении дети усваивают благодаря помощи взрослых. Однако многое из того, что составляет содержание развития в определенном возрасте, с ними не обсуждается и не рассматривается.

Коммуникативные сигналы ребенка неоднозначны и поэтому трудно интерпретируются родителями.Не получая достаточного отклика на собственные усилия, родители теряются и начинают сводить взаимодействие с ним к минимуму, избегать его.В конечном итоге ребенок не в полной мере получает необходимые для развития стимулы.

Дети рано усваивают, что их коммуникативные сигналы не всегда находят понимание и адекватное подкрепление со стороны ближайшего окружения. Понимание того, что своим коммуникативным поведением они могут управлять окружающим миром, не складывается.
Многократные безрезультатные попытки общения все больше убеждают их в собственной невозможности реализации интерактивной и коммуникативной компетенции. Дети осознают, что желания и потребности не могут быть удовлетворены из-за недифференцированного, неточного их выражения, что провоцирует крайнюю беспомощность. С течением времени такой человек становится все более разочарованным, теряет веру в свои силы и не может достигнуть многих жизненных целей.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации ребенок оказывается в большой зависимости от своих коммуникативных партнеров.
Родителям и лицам из ближайшего окружения ребенка приходится трудно, поскольку они не понимают его коммуникативные сигналы.
Очень сложно предложить ребенку что-либо, соответствующее его потребностям и интересам. Неясность детских реакций, недостаточность коммуникативной инициативы и направленности внимания вселяют в них неуверенность.

Наряду с тяжестью психофизического нарушения коммуникативное поведение ребенка определяется стратегией поведения взрослых. Одни - интенсивно взаимодействуют с ребенком, адресуя ему всевозможные вопросы; другие - обращают мало внимания на его попытки к общению. Но большинство родителей все же учится различать коммуникативные сигналы своего ребенка, и несмотря на многочисленные трудности, выстраивает удовлетворительную коммуникацию.

Поведение ближайшего окружения может как стимулировать развитие коммуникативной компетенции ребенка, так и тормозить его.

Родители интуитивно интерпретируют потребности и интересы ребенка, что является важной предпосылкой продуктивной и удовлетворительной коммуникации.
Необходимо, чтобы другие лица также имели представление об актуальном уровне развития ребенка, фактическом понимании речи. Изучение когнитивных и коммуникативных способностей вовсе или почти не говорящих детей, особенно с тяжелыми физическими ограничениями, крайне затруднено и требует внимательного наблюдения и дифференцированной оценки.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск

Альтернативная/ поддерживающая коммуникация

Сообщение vasilisovna » 29 мар 2013, 10:44

Информация по альтернативной/поддерживающей коммуникации
представлена в следующей специальной литературе:


"Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

Изображение

Раздел 4. Коммуникация и развитие коммуникативных способностей
детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями
психофизического развития


4.1. Понятие о коммуникации
4.2. Особенности коммуникации детей с тяжелыми и (или)
множественными нарушениями психофизического развития
.4.3. Уровни развития коммуникативного поведения детей с тяжелыми
и (или) множественными нарушениями психофизического развития
4.4. Поддерживающая коммуникация
4.5. Диагностика коммуникативных способностей детей с тяжелыми и
(или) множественными нарушениями психофизического развития
4.6. Предпосылки для проведения педагогических мероприятий
по формированию коммуникативного поведения


"Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

Изображение

Раздел "Поддерживающая (дополнительная и альтернативная) коммуникация"
Введение в поддерживающую коммуникацию

1.2. Диагностика потребностей в поддерживающей коммуникации
1.3. Подходы к диагностике потребностей в поддерживающей
коммуникации
1.4.Средства поддерживающей коммуникации
1.4.1. Коммуникация с помощью жестов
1.4.2. Коммуникация с помощью тактильно воспринимаемых символов
1.4.3. Коммуникация с помощью графических символов
1.4.4. Коммуникация с помощью технических устройств
1.5. Обучение поддерживающей коммуникации лиц с тяжелыми и
(или) множественными нарушениями физического и (или) психического
развития
1.5.1. Основы обучения поддерживающей коммуникации
1.5.2. Обучение намеренной коммуникации
1.5.3. Стратегии стимулирования потребности в коммуникации
1.5.4. Обучение элементарным коммуникативным функциям
1.5.5. Обучение навыкам инициирования, ведения и поддержания
диалога
1.5.6. Базальная коммуникация
1.5.7. Альтернативная система обучения коммуникации «PECS»

Также большой раздел книги посвящен работе с детьми с аутизмом


Пособие "РУКОВОДСТВО к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации"

Изображение
Данное пособие включает в себя комплект цветных картинных символов и руководство по их применению

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Картинные символы в системе дополнительной и альтернативной коммуникации
Потенциальные пользователи картинных символов коммуникации
Требования к выбору картинных символов коммуникации
Систематизация картинных символов коммуникации
Картинные символы как средство обучения коммуникации
Картинные символы коммуникации как средство адаптации чтения и письма
Ведение и поддержание диалога с помощью картинных символов коммуникации
Картинные символы коммуникации в визуальном распорядке дня
Картинные символы коммуникации как средство ориентировки в пространстве
Общие принципы обучения пользованию картинными символами коммуникации
Общие вопросы в применении картинных символов коммуникации
Игры и задания с использованием картинных символов коммуникации
Список картинных символов коммуникации

Вся эта литература есть в наличии на офисе ОО "БелАПДИиМИ" в г. Минске.
Аватара пользователя
vasilisovna
Супермодератор
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:58
Откуда: г. Минск


Вернуться в Альтернативная коммуникация

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1